Рост популярности приватных инструментов связан не только с розничными пользователями, но и с интересом со стороны институционалов. Об этом в беседе с Cointelegraph заявил CEO стоящей за L2-решением ZKsync компании Matter Labs Алекс Глуховски.
По его словам, банкам и корпорациям нужны решения на базе доказательств с нулевым разглашением (ZK) для работы с публичными блокчейнами.
Эксперт выделил два вида приватности: шифропанковскую на уровне аккаунтов и институциональную на уровне системы.
«Корпорациям нужен полный контроль над своими потоками данных, скрывая их от всех остальных», — пояснил он.
Содержание:
От мем-коинов к системным требованиям
Рост крипторынка со стороны розничных пользователей остановился, считает Глуховски. Этот этап характеризовался спекулятивными трендами без реального применения.
«У нас в криптоиндустрии долгое время была странная одержимость непродуктивными активами, и это было явно неустойчиво», — сказал он, назвав мем-коины «чисто спекулятивными фишками в казино».
Ситуацию изменило отношение регуляторов. Если раньше биржи проводили делистинг приватных монет, а власти США вводили санкции против сервисов вроде Tornado Cash, то теперь подход стал более избирательным. По словам Глуховски, регуляторы начали отделять технологию приватности от ее незаконного использования.
«Это как день и ночь. Раньше никто не хотел прикасаться к криптографии — это была запретная тема. Теперь отношение скорее такое: „Мы должны внедрить технологию, иначе мы проиграем в конкурентной борьбе“», — добавил он.
Как работает институциональная приватность
По словам Глуховски, институтам нужна не та же модель приватности, что и потребителям. Им необходима частная среда исполнения, где они видят все свои операции, а внешний мир — ничего.
Предыдущие эксперименты с корпоративными блокчейнами вроде Hyperledger или Corda не решали проблему, так как оставались изолированными от публичных рынков капитала.
Решение — объединить локально управляемые частные сети с ZK-доказательствами. Это позволит компаниям хранить данные о транзакциях внутри, доказывая публичной сети корректность операций без раскрытия деталей. Реестр не видит специфику транзакции, но может проверить, что правила не нарушены.
Первые результаты и планы
Глуховски отметил, что недавний всплеск активности в ZKsync связан не с розничной спекуляцией, а с интересом после анонса новой токеномики и стейкинга ZK.
Протокол теперь позиционируется как сеть из нескольких блокчейнов, включая системы, управляемые финансовыми фирмами. По словам Глуховски, первые рабочие внедрения таких систем ожидаются до конца года.
Напомним, в октябре команда ZKsync представила обновление Atlas для ZK Stack, которое призвано ускорить и упростить переход компаний и учреждений на блокчейн.
Источник: forklog.com